ИНТЕРВЬЮ: Руководитель направления по методологии и сопровождению проекта «Будущее Белой металлургии» Анна Полякова: «Нужны более прозрачные «правила игры» в сфере дуального образования»

 

Нехватка квалифицированных рабочих кадров - частая проблема российской производственной сферы. Крупные компании имеют возможность готовить работников под собственные нужды, однако малому и среднему бизнесу такие методы не всегда недоступны. Об опыте Группы ЧТПЗ в сфере обучения и подготовки новых сотрудников по системе дуального образования, готовности транслировать эту практику на другие малые предприятия и нюансы институциональной поддержки рассказала в программе «Важные птицы» на радио «Комсомольская правда» (г. Екатеринбург) руководитель направления по методологии и сопровождению проекта «Будущее Белой металлургии» Анна Полякова.

Корр.: Группа ЧТПЗ – крупная международная компания самостоятельно занимается подготовкой квалифицированных кадров. Желающих стать студентами вашего Образовательного центра в Первоуральске достаточно много. Это говорит о том, что у вас на предприятии привлекательные условия с точки зрения профессионального роста и заработной платы? Или это значит, вы даете универсальные, качественные знания, которые могут пригодиться не только в вашей компании, но и на каком-то другом, среднем или малом производстве?

А. Полякова: Потребность в квалифицированных рабочих кадрах испытывает весь бизнес, но именно крупные игроки способны стратегически смотреть в будущее и вкладывать серьезные инвестиции в систему профессионального образования. Акционеры Группы ЧТПЗ в 2011 году приняли решение о необходимости подготовки нового поколения работников, чтобы в течение 5-10 лет обеспечить приток молодых высококвалифицированных кадров. Базовой площадкой для реализации проекта стал Первоуральский новотрубный завод. Именно в Первоуральске был построен Образовательный центр Группы ЧТПЗ, основанный на государственно-частном партнерстве компании, правительства Свердловской области и Первоуральского металлургического колледжа. Инвестиции в проект составили 900 миллионов рублей, из них 700 миллионов рублей – частный капитал и 200 миллионов рублей – деньги государства. Ежегодно компания направляет 90 миллионов рублей на поддержание и развитие нашего Образовательного центра.

Корр.: Цифры потрясающие, но вряд ли владельцы средних или малых предприятий смогут вложить такие средства. Уточните, пожалуйста, те, кто учится в Образовательном центре Группы ЧТПЗ, потом может перейти в малый производственный бизнес?

А. Полякова: Мы сотрудничаем с государственным колледжем, действуем в рамках федерального государственного образовательного стандарта, принимаем ребят на обучение в рамках закона об образовании на основе конкурса среднего балла аттестата. В течение нескольких лет после поступления студенты самоопределяются. К этому моменту они глубже знают производственный процесс: посещали практические занятия в Образовательном центре, проходили практики в цехах ПНТЗ. Если им нравится работа в цехе, то мы таких ребят поддерживаем, подбираем им наставника, организовываем в цехах производственную и преддипломную практику. Мы посвящаем четыре года тому, что воспитываем будущих белых металлургов, прививаем им профессиональные навыки и нашу корпоративную культуру – философию Белая металлургия. Другой путь – после Образовательного центра ребята поступают в университеты. Почти 30% выпускников проекта «Будущее Белой металлургии» ориентированы на получение высшего образования по инженерным специальностям. Если студенты понимают, что они не готовы работать на крупном предприятии, то эти ребята могут стать сотрудниками малого производственного бизнеса. Такие профессии как сварщик, механик, электрик – сегодня очень востребованы на рынке труда. Они могут открыть свое дело или пойти в семейный бизнес. Такие примеры у нас есть.

Корр.: Некоторое время назад было не престижно говорить о том, что ты работаешь на заводе. Сегодня ситуация поменялась кардинально, люди гордятся своими предприятиями, своими профессиями, появился спрос. Раз государство не в силах обучить требуемое для бизнеса количество квалифицированных сотрудников, эту функцию вы взяли на себя?

А. Полякова: Действительно, государство каждый год сокращает свое присутствие в сфере профессионального образования. Бизнес все больше оттягивает инициативу на себя, вкладывая собственные средства в это направление. Владельцы компаний лучше знают, какой работник необходим для конкретного производства, какими качествами он должен обладать, понимают свои риски. Государство в данном случае формирует институциональную поддержку, которая позволяет бизнесу действовать более свободно и уверено. Схема взаимодействия «бизнес – государство – образование» переформируется в другую: «бизнес – образование», а государство становится «рамкой» таких взаимоотношений.

Сегодня в Государственной думе РФ рассматривается законопроект о налоговых льготах для предприятий, которые вкладывают деньги в обучение. Проект уже прошел слушания и получил одобрение федерального правительства. Группа ЧТПЗ принимала активное участие в инициации и экспертизе этого законопроекта. Экономический эффект смогут оценить все предприятия.

Корр.: Как быть малому и среднему бизнесу, который пока, по объективным причинам, не вкладывает средства в обучение собственных кадров?

А. Полякова: Прежде всего, нужно оглянуться и посмотреть вокруг, какие учебные заведения есть рядом. Можно обратиться за помощью и консультацией к нам в Образовательный центр. Мы всегда открыты для сотрудничества: у нас проводятся регулярные экскурсии, консультации с теми предпринимателями, которым интересен наш опыт и наши практики. На сайте Агентства стратегических инициатив или нашем сайте bbmprof.ru можно посмотреть всю информацию. Крупный бизнес берет на себя роль лидера – вкладывает инвестиции, обеспечивает социальные гарантии, а все остальные могут использовать наш опыт. Для того чтобы осуществлять модель дуального образования не обязательно строить центр ценой в миллиард. Это могут себе позволить и это необходимо крупным предприятиям. Небольшому бизнесу достаточно проводить грамотную политику взаимодействия со школами, колледжами, брать ребят к себе на практику, заинтересовывать их. Вся Европа идет по такому пути. Малый бизнес может пользоваться теми же самыми моделями, законами, но брать лучшие практики. Мы готовы делиться.

Корр.: Недавно Владимир Путин приезжал к вам на предприятие в Челябинск. Во время встречи с работниками ему, в том числе, был задан вопрос о перспективах дуального образования. Что ответил президент, и какие выводы по этому вопросу были сделаны?

А. Полякова: Да, действительно, мне удалось задать вопрос президенту о дуальном образовании. Владимир Владимирович нас успокоил, сказал, что образовательная среда будет развиваться, государство будет помогать. «Если чего-то не хватает, то мы тонкие настройки сделаем», - ответил он. Поясню, что у нас большой опыт взаимодействия с государством, мы друг друга слышим – это очень важно. Инициативы, которые предлагает наша компания, хорошо воспринимаются органами власти, потому что виден эффект от того, что мы делаем.

Однако в нормативно-правовом обеспечении образования нас еще не все устраивает. В частности, закон об образовании позволяет многое делать вариативно. Например, можно готовить ребят только на те специальности, которые нам необходимы, на то оборудование, которое мы применяем. В законе есть очень общие формулировки по сетевому взаимодействию образовательных учреждений с работодателями, с производственными площадками. Нам приходится проявлять мудрость и искусство дипломатии каждый раз, когда мы начинаем взаимодействие с колледжем, когда организовываем практики и т.д. Было бы просто, если бы мы обеспечивали квалифицированным кадрами только один цех одного завода. В структуру ЧТПЗ входит много предприятий, образовательный проект «Будущее Белой металлургии» распространяется дальше, например, в Челябинскую область, в Татарстан. Поэтому каждый раз нам нужно заново садиться за стол переговоров. Это занимает колоссальное количество времени.

Нужны более прозрачные «правила игры» в сфере дуального образования: что конкретно делает работодатель, какие у него права, ответственность, а что делает образовательная организация, ее права и ответственность и т.д. Это позволит эффективно тратить время и ресурсы и быстрее получать результат.